30 лет “Крепкому орешку”: факты о легендарном боевике

30 лет “Крепкому орешку”: факты о легендарном боевике

16.07.2018 0 Автор Alexander Kharlov

Что будет если объединить эталонные экшн сцены, рождественское настроение и грязную, рваную майку-алкоголичку? Правильно, “Крепкий орешек”! 15 июля боевику с Брюсом Уиллисом в главной роли, стукнуло 30 лет. Отличный повод пересмотреть пожалуй один из самых классических боевиков и немного поностальгировать. В честь круглой даты собрали известные факты о первом фильме серии “Крепкий орешек”:

Фильм имеет литературный бэкграунд

Оригинальный фильм был основан на криминальном романе Родерика Торпа “Ничто не вечно” (Nothing lasts forever). Несмотря на смену названия, фильм получился очень близок к первоисточнику: большая часть сцен, персонажей и реплик остались практически без изменений. Изменений коснулся лишь персонаж Брюса Уиллиса: сменили имя на культовое Джон Макклейн и заметно омолодили героя. Также в первоисточнике герой спасал свою дочь, в экранизации же – жену.

Первоисточник вдохновлён другим фильмом

Забавный факт: фильм снят по мотивам книги, которая была написана под впечатлением другого фильма. Этой кинокартиной оказался фильм-катастрофа “Вздымающийся ад” (The Towering Inferno) 1974 года. Восхищённый фильмом, писатель Родерик Торп мечтал написать книгу о герое, который заперт в небоскрёбе вместе с вооружёнными плохими парнями. Так появилась “Ничто не вечно”, которая вскоре стала “Крепким орешком”.

Первоначально главная роль в фильме предлагалась Фрэнку Синатра

Роман “Ничто не вечно” являлся продолжением другого детективного рассказа “Детектив” (The Detective) в экранизации которой снялся легендарный Фрэнк Синатра. Поэтому первое приглашение на главную роль отдали именно ему. Однако в силу своего возраста (73 года) и большого обилия боевых сцен, Синатра заблаговременно отклонил предложение.

Клинт Иствуд планировал стать звездой “Ничто не вечно”

Удивительно, но права на экранизацию “Ничто не вечно” принадлежали кинозвезде Клинту Иствуду. Клинт хотел экранизовать бестселлер с собой в главной роли еще в начале 80-х, однако этого никогда не случилось.

Фильм никогда не задумывался как продолжение “Коммандо”

Голливудский миф: изначально “Крепкий орешек” планировался как продолжение “Коммандо” с Арнольдом Шварцнеггером. Позже миф был развеян сценаристом “Крепкого орешка” Стивеном де Соуза. Он заявил, что сиквел “Коммандо” действительно был в разработке. Единственное что его сближало с “орешком” это место действия – продолжение другого культового боевика должно было происходить также в небоскрёбе.

Брюс Уиллис был самым последним в списке кандидатур на главную роль

Если на фильм возложены большие надежды, значит нужно брать звезду боевиков первого класса – подумали продюсеры фильма и разослали приглашения принять участие в съемках всем легендам боевиков. Сильвестр Сталлоне, Харрисон Форд, Бёрт Рейнольдс, Ричард Гир, Дон Джонсон, все они по разным причинам отказались участвовать в проекте. После такого фиаско, создатели фильма предложили роль комедийному актёру Брюсу Уиллису – и не прогадали.

Первые промо-постеры фильма делали больший акцент на небоскрёбе чем на главном герое

Маркетинговые гуру студии Fox посчитали что постер с малоизвестной звездой комедийного сериала “детективное агентство лунный свет” (Moonlighting) все же отпугнёт зрителя. И поэтому первоначальные постеры фильма делали акцент на Накатоми-Плаза. С приходом успеха, разумеется постеры и обложки кассетных/dvd изданий заменили.

За съёмки Уиллис получил 5 миллионов долларов.

Гонорар Брюса за съемки составлял 5 млн долларов, что по тем временам сопоставимо с платой top-tier актёров Голливуда.

Крепкий орешек – первый крупнобюджетный фильм Алана Рикмана

Помимо блестяще отыгранной роли злодея Ганса Грубера, “Крепкий орешек” был первым крупнобюджетным фильмом для актёра Алана Рикмана.

Накатоми-Плаза из фильма – настоящее здание студии Fox “Fox Plaza”

Здание «Nakatomi» — это на самом деле штаб-квартира студии «20th Century Fox». После выхода на экраны кинокартины туристам запрещается делать какие-либо снимки внутри здания Fox plaza, в котором проходили съемки. А адреса и телефонные номера менеджеров «Nakatomi plaza» повторяют реально существующие адреса и телефоны менеджеров «Fox Plaza». Fox Plaza была спроектирована архитектором Уильямом Перейром и стала одним из его последних проектов. Архитектор умер в 1985 году.

Панорама города – искусственное полотно без использования CG

Для создания огромной панорамы города было создано искусственное полотно, в котором двигался дорожный трафик, менялось освещение и возможность смены дня и ночи. Полотно до сих пор является собственностью студии и было использовано в других фильмах, до прихода CG.

Для финальной сцены Алана Рикмана действительно сбрасывали с высоты

В ходе съемки сцены, в которой Ганс Грубер падает с крыши здания, актер Алан Рикман на самом деле падает с 6-метровой высоты.

Брюс Уиллис частично утратил слух во время съемок. Правда ненадолго

Для того чтобы достичь более убедительных перестрелок в фильме, режиссёр потребовал сделать холостые выстрелы более мощными. Они получились настолько громкими, что в сцене где герой Уиллиса стреляет находясь под столом слегка повредила его слух.

Алан Рикман боялся громких выстрелов и вспышек что зажмуривал глаза

Во время съемок некоторых сцен с участием главного злодея выяснилось, что Рикман постоянно закрывает глаза и щурится во время стрельбы. После этого из фильма были вырезаны сцены где он стреляет крупным планом.

Падение Макклейна в шахте лифта – случайность на съемках

Сцена, в которой МакКлейн падает в шахту лифта, явилась следствием неудавшегося трюка. Изначально каскадер должен был ухватиться за первый вентиляционный проем. Однако создатели фильма оставили данный кадр, смонтировав его с кадром, где МакКлейн хватается за следующий вентиляционный проём, посчитав, что это будет выглядеть более захватывающе.

Оригинальная майка Макклейна все еще цела

В 2007 году Брюс Уиллис пожертвовал майку использованную во время съемок (всё такую же грязную и в “крови”) Национальному Музею Американской Истории.

“Yippee-ki-yay, motherf*cker!” – фраза, ставшая культовой

Казалось бы простая строчка (в российской локализации “Yippee-ki-yay, ублюдок”/йо-хо-хо ублюдок) стала неофициальным catch-фразой фильма. Позже она произносилась Уиллисом во всех частях фильма. Сам же Брюс этой фразой веселил съемочную бригаду и не надеялся что ее разрешат оставить в фильме.