Хэллоуин Джона Карпентера. От независимого хоррора к легендарному слэшеру

Хэллоуин Джона Карпентера. От независимого хоррора к легендарному слэшеру

19.10.2018 0 Автор Alexander Kharlov

Осень 1978 года можно по праву считать культовой датой в истории кинематографа. Подростки в скуке забредали на вечерние киносеансы. После, рассказы как малоизвестный режиссер заполонил кинотеатры леденящим ужасом разлеталась из уст в уста среди друзей и знакомых. Этот режиссер – Джон Карпентер. Этот фильм – Хэллоуин.

Человек за камерой

Джон Говард Карпентер оказал значительное влияние на развитие независимого американского кинематографа в конце двадцатого века. Интерес к съемкам проявлялся с детства, когда Джон впервые снял собственный Sci-fi фильм на домашнюю камеру. Еще студентом, молодой Карпентер не раз пробовал себя как сценарист и режиссер, самостоятельно записывал музыкальное сопровождение фильмам.

Первый успех Карпентера пришелся на короткометражную работу “Возвращение Бронко Билли”, которая получила оскар в 1971 году. Сам же Джон выступил сценаристом и монтажером картины. Иронично, но сам Карпентер не любил писать сценарии.

Что я меньше всего люблю в деле создания фильма – это писать сценарий. Процесс довольно болезненный – наедине что-то анализировать, расставлять слова. Снимать – совсем другое дело: вокруг суета, камеры, актрисы. Я чувствую себя на площадке, как дома: много курю, пью много кофе

Позже Карпентер закрепляет успех фантастической комедией “Темная звезда”, который из небольшой короткометражки перерастает в полнометражный фильм с широким прокатом. Картина завоевала культовый статус и Карпентер получил первое предложение снять эксплуатационный фильм с полной творческой свободой. Так, в 1976 году в прокат выходит “Нападение на 13 участок”. Фильм остро воспринят кинокритиками, но позже снискал славу и закрепил имя Карпентера в кинематографе. Сам же Карпентер считает что секрет успеха – одержимость кинематографом:

Когда я вспоминаю свою учебу в киношколе, вижу, что самые талантливые студенты не смогли сделать в Голливуде ни одного фильма. Эта система устроена так, что пробить ее может только тот, кто фанатически одержим. Иначе ничего не получится. Мы с моей постоянной группой двигались постепенно, медленно, но верно, начиная от практически безгонорарных малобюджетных картин. А ведь в Голливуде можно жить припеваючи на гонорары от сценариев, которые никогда не будут поставлены.

“Нападение на 13 участок” привлекло внимание основателей кинокомпании Compass International Pictures. Продюссер компании Ирвин Ябланс предложил Карпентеру идею переосмыслить жанр хоррор фильмов. Идея Ябланса проста: неизвестный психопат преследует и убивает девушек, которые подрабатывают няньками в небольшом городке. Ирвин желал, чтобы дебютный фильм кинокомпании имел влияние в кино как “Изгоняющий дьявола” 1973 года. Карпентеру идея фильма пришлась по душе и он вновь получил полную творческую свободу и бюджет в 325 тысяч долларов. Для Джона это был первый крупный бюджет:

Я тогда был безработным, и 300 тысяч казались мне огромной суммой

Немногим позже Карпентер потратил половину бюджета на камеры «Panavison» и приступил к написанию сценария. Так свое начало берёт фильм “The babysitter murders”, который в 1978 году станет культовым “Хэллоуин”

Человек в маске

Сценарий к фильму Карпентер писал вместе с подругой Деброй Хилл, попутно вносив правки. Изначально события происходили в несколько дней, но из-за потраченного бюджета действия перенесли в ночь на хэллоуин. Это помогло сохранить бюджет на съемки и фильм обрел название “Хэллоуин”. Ночь всех святых сыграла на руку Карпентеру – атмосфера беззаботного праздника омрачалась чистым злом – убийцей Майклом Майерсом.

Пока Дебра Хилл работала над диалогами подростков, Карпентер погружался в работу над убийцей и его психиатром. Так появился Майкл Майерс – психопат одержимый убийством. Позже Карпентер даст оценку своему собственному персонажу:

Чистое Зло, сверхъестественная непреодолимая сила. Cила самой природы, вырвавшейся из тёмных глубин»

Изначально в сценарии не было четкого описания внешнего вида убийцы. “В бледной маске с нейтральными очертаниями человека” – таково было видение Карпентера на персонажа. Тогда Томми Ли Уоллес, давний друг Джона купил в ближайшем магазине две маски – клоуна и капитана Кирка из популярного сериала “Звёздный путь”. Карпентер выбрал вторую. Тогда Уоллес срезал с нее брови, растрепал волосы и окрасил в бледный цвет. А чтобы сделать лицо зловещим – увеличил разрез для глаз. Так, образ культового убийцы в мире кинематографа обошелся в 1 доллар 98 центов, не считая комбинезон и ботинки. Во время съемок, малый бюджет еще не раз сыграл на руку Карпентеру.

В фильме маньяка Майкла Майера отобразили сразу три человека. Наибольший вклад в персонажа внёс Ник Касл – режиссёр и близкий друг Карпентера. Благодаря Каслу, Майкл Майерс получил зловеще медленную походку и движения. Для Карпентера было важно, чтобы его персонаж двигался и перемещался так, как он это задумывал.

Загадочность – отдельная черта Майкла Майерса. Карпентер видел в персонаже загадку, мистику для зрителя. Мотив, необъяснимая одержимость убийством и причины хладнокровности остались тайной вплоть до финальных титров. Это создало образ, который позже войдет в историю фильмов ужасов.

Ужасы Джона Карпентера

Карпентер находил креативный подход даже там, где для этого не было бюджета. “Хэллоуин” не стал исключением. Фильм не хвастался жестокими и кровавыми сценами насилия, однако режиссер и не задумывал пугать зрителя кадрами убийств. 80% хронометража Карпентер руководился двумя простыми правилами:

  • Присутствие Майкла Майерса ощутимо даже тогда, когда его нет в кадре. В других случаях, он был едва заметен или держался в стороне.
  • Пугающую атмосферу и страх должны создавать свет и постановка кадра, но не насилие.

Это сработало. Зрители буквально ощущали угрозу исходящую с экранов кинотеатра. Майкл Майерс не уродливое чудовище, пришелец или фантастическое создание. Он убийца в маске. Человек. Угроза, которую вы могли бы встретить на пути домой из кино. Стоит отметить финальные сцены фильма, где под зловещую музыку зрителям показывали пустые локации со съемок. Это создавало впечатление что Майкл Майерс сбежал, но он рядом и следит за тобой.

Свою роль в создании атмосферы ужаса сыграли звуки и музыкальное сопровождение. Тяжёлое дыхание Майкла Майерса сквозь маску, громкие шаги. Вместе с тишиной они играли на нервах зрителей не меньше чем сам убийца. Карпентер записал заглавную тему фильма за один час и по сей день она остается узнаваема среди поклонников жанра:

По его словам, отец постоянно напевал этот такт когда развивал в молодом Джоне чувство ритма. Затем он снова повторил ее на клавишных и посчитал что мелодия отлично вписывается в картину. Карпентер не любил “сложные” музыкальные произведения и дописал оригинальный саундтрек к фильму за 3 дня. Проверьте сами результат его трудов, просто закройте глаза и включите видео:

Саспенс

Тревога, паника

Релиз

Как и многие низкобюджетные кинокартины, творение Карпентера получило не самый большой релизный прокат. Всего в одном городе – Канзас-Сити, штат Миссури. Прокат расширялся медленно и Карпентер посчитал это провалом. Однако зрители были так впечатлены и напуганы творением режиссера, что сарафанное радио не заставило себя ждать. Фильм привлёк внимание критиков, которые остались в восторге от увиденного. Кинокритик Роджер Эберт в своей рецензии сделал пожалуй лучшую рекламу нового хоррора:

Давайте начистоту. Если вы не хотите получить по-настоящему пугающий опыт, не смотрите “Хэллоуин”

После оценки кинокритиков, “Хэллоуин” получил известность и собрал невероятные 42 миллиона долларов только в США. В 1973 году и многие годы вперед это рекорд для независимого кино.

Значимость в кинематографе

Оглушительный успех в прокате привлек внимание зрителей, и начинающих режиссеров. Карпентер встряхнул жанр хорроров, образовав направление слэшер фильмов. Формально, первые задатки слэшера сформировались в “Психо” (1960) и “Техасская резня бензопилой” (1974). Джон прекрасно знал об этих фильмах, и не скрывал к этим произведениям уважение.

Успех “Хэллоуина” вскружил голову голивудским продюсерам. Популярность слэшер фильмов виделась как легкий источник заработка на низкобюджетных кинокартинах. Так, на экранах появились “Пятница 13-е” и “Кошмар на улице вязов” и другие известные франшизы 80-90 – ых. Карпентеру не пришлась по душе идея обогащения студий и режиссеров на набирающем популярность жанре. Особенно досталось “Пятница 13-е” в одном из интервью:

– Вы [когда-то] сказали, что “Техасская резня бензопилой” это как реальный секс, а “Пятница 13-е”, напротив, всего лишь мастурбация.

– …Или дрочка. Один фильм проистекает из самобытной идеи и является плодом работы настоящего художника. А “Пятницу, 13-е” я вижу как что-то циничное. Очень циничная работа. Она не поднимается над своей дешевизной. Думаю, что все эти слэшеры в 80-е появились потому, что многие люди сказали: “Посмотрите-ка, этот фильм, “Хэллоуин”, он был сделан за копейки, а сколько денег он сделал! Мы тоже можем заработать, ведь это то, что подростки хотят смотреть”. И вот так они начали делать свои фильмы, клепать их… и большинство из этих фильмов были отвратительными.

Творение Карпентера также принесло популярность некоторым отдельным “фишкам” фильма:

Стедикам

Стедикам –  распространенная камерная установка в кинопроизводстве. В 1978 году такие технологии применялись редко. Карпентеру понравилась идея “поместить” зрителя в ботинки убийцы, ощутить преследование. К тому уже, это ускоряло процесс съемки и упрощало монтаж сцен.

Занимаетесь сексом – убиты

Киноклише, которое закрепилось в жанре благодаря “Хэллоуин”. Почти в каждом слэшер фильме найдется парочка, которая не будет себя сдерживать. Смерть настигает их в последующих сценах. Сам же Карпентер не подразумевал что Майкл Майерс убивал людей по каким то причинам, в том числе и похоти. Локомотив клише уже было не остановить.

Убийца “мёртв”

Еще одно клише, популяризированное фильмом Карпентера. Если убийца и повержен, знайте, он еще вернется и снова нападет на обидчика. Или же в ближайшем сиквеле фильма.

Вместо заключения

Хэллоуин остается прекрасным выбором для просмотра в ночь всех святых, так и примером того, что бюджет не играет роли на качество фильма. Фильм мог бы стать крупнейшим провалом талантливого режиссера, но вошел в историю кинематографа. В 2006 году Библиотека Конгресса США внесла «Хэллоуин» в Национальный реестр фильмов, как фильм, «имеющий культурное, историческое или эстетическое значение». Почему бы не посмотреть впервые сегодня ночью? Проверьте себя и найдите влияние Карпентера в любимом фильме ужасов.